Хронология World of Warcraft

Что такое World of Warcraft? Сухой пресс-релиз Blizzard скажет вам, что это — наиболее успешная MMORPG за все время существования жанра, и покивает на цифры: 2,5 млн игроков в Америке, 2 млн в Европе, 6 млн в Азии. Итого — уже более 10 млн подписчиков. Эта игра, стоимость разработки которой составила «всего» 50 миллионов евро, в одном лишь 2007 году принесла 1,2 млрд долларов своему издателю.

Но даже если журналисты умудрятся выкрасть из офиса Blizzard подробные отчеты, вряд ли игрокам будут очень интересны содержащиеся в них цифры. Три года игры каждый оценивает для себя по-своему. Что нам гипотетические миллиарды? Куда интереснее то, что происходило в это время на просторах игры и около нее. Три года подарили нам многое. Буйствовала чума, разгильдяйничал Лирой, десятками тысяч взламывались аккаунты, открывались древние врата, на главных площадях пили пиво, признавались в любви и соревновались в езде на баранах…

Давайте заглянем в прошлое и проследим развитие игры по конкретным событиям, каждое из которых стало вехой и навечно занесено на скрижали WoW-истории.

2004: Как все начиналось

2004: Как все начиналосьПервые официальные сервера WoW начали работу 23 ноября 2004 года. Они были американскими и предназначались для жителей именно этого континента — как на подопытных кроликах, Blizzard проверяла свое творение на янки, дабы потом представить его куда более дотошным и требовательным европейским игрокам. Начать игру на американском сервере, не являясь при том американцем, было весьма сложно (в частности, к оплате принимались далеко не все банковские карты), но это не могло остановить русских игроков. Правдами и неправдами, но достаточно большая часть русского сообщества играет на американских серверах с релиза и по сей день.

Blizzard явно не была готова к столь ажиотажному спросу на World of Warcraft. Сразу после включения сервера игры превратились в главную головную боль компании — от перенаселения сервера постоянно падали, а очереди на вход могли составлять несколько сотен человек. Но даже наученные горьким опытом, к релизу европейской версии Blizzard опять же оказались не готовы. Старт евроверсии состоялся 11 февраля 2005 года, в магазины по всей Европе (включая Россию) было завезено более полумиллиона коробок. По первоначальному плану игра должна была продаться стартовым тиражом 280 000, однако уже через три дня было создано 290 000 аккаунтов. Реалмы (порядка 80 только для европейцев) трещали по швам. Игровые форумы падали от несметного числа проклятий в сторону Blizzard вообще и их техподдержки в частности. Тысячи разъяренных людей желали во что бы то ни стало скорее войти в игру.

В России ситуация была очень похожей. Мы вдруг вспомнили, как звучит давно забытое советское слово «дефицит». Российский дистрибутор WoW, компания «Софт Клаб», была даже вынуждена выступить со следующим заявлением: «Мы получаем многочисленные жалобы на отсутствие World of Warcraft в магазинах, на неоправданно высокие цены, на случаи спекулятивной перепродажи игры. Новые тиражи World of Warcraft будут выходить по мере ввода в строй дополнительных серверных мощностей компании Blizzard. Мы не можем гарантировать, что появление дополнительного тиража позволит полностью решить проблему дефицита и удовлетворить спрос. Однако мы делаем все возможное, чтобы исправить сложившуюся ситуацию».

В российской реальности это выглядело так: 11 февраля начал играть только тот, кто или спозаранку явился в магазин за коробкой, или у кого были друзья в Европе, которые могли купить коробку и отправить код. Накал страстей передать решительно невозможно. Поймет его только тот, кто пытался купить ГАЗ-2110 в условиях жесткого советского распределителя. Тут было то же самое.

2005: Смех и… вайп

2005: Смех и... вайпBlizzard часто ругают за то, что они якобы подключают к коду игры слишком много «следящих» программ. Зато в результате вы можете быть спасены от такой вот неприятности.

Первый год существования WoW был, наверное, самым веселым. Сейчас основное время у большинства игроков уходит на рейды, а тогда настолько серьезных рейдов фактически не было. Главная интрига строилась на вопросах «как побыстрее взять следующий уровень» и «где, черт побери, делается этот квест». Кстати, и бэтлграундов поначалу не было: их подключили только в июне. Для всех желающих махать мечом и пускать файерболы в сторону реального противника существовал почти непрекращающийся стихийный outdoor PvP в Таррен Милле. До сей поры бывалый игрок вздрагивает, когда ему по какой-то надобности приходится идти через мельницу Таррена. Перед глазами встают бои стенка на стенку; внезапные вылазки противника; ужас от характерного звука, с которым материализовался за твоей спиной вражеский разбойник; воспоминание о десятках и сотнях смертей и, разумеется, чудовищные, невероятные лаги.

Сейчас основная масса игроков привыкла уже, что с каждым патчем разработчики так или иначе играются с классами: то усиливают, то ослабляют — или, выражаясь игровым языком, бафают и нерфят. На заре существования WoW игроки совсем не были так толерантны. Когда в 2005-м Blizzard объявили, что в очередном патче воин будет «немножко понерфлен», реакция людей на одном из серверов (американский Argent Dawn) была крайне бурной. Нет, никто не пил цианид и не стрелял в головы, недовольные пользователи создали несколько сотен гномов-воинов первого уровня, и это голое, но гордое стадо бородатых колобков вознамерилось организовать марш протеста.

Неясно, почему разработчики так яростно отреагировали на это, в общем-то, безобидное действо (понятно было, что игроки рано или поздно разойдутся сами), но в чате началась форменная война. Гейммастера требовали, чтобы гномы разошлись; игроки прыгали и скандировали «Долой изменения!». В результате, не сумев решить проблему мирными средствами, гейммастера просто выкинули из игры всех голых коротышек. Так закончился первый в WoW марш протеста игроков против администрации.

ГнумыСотня голых гномов-воинов первого уровня: никого не убьем, зато всех испугаем!

Но главное, чем запомнился 2005-й, так это сильным выступлением великолепного Лероя Дженкинса. Представьте себе, что вы — рейд-лидер. Вы ведете свою партию (10 человек) в инстанс Black Rock Spire. Там есть такое местечко, где категорически не рекомендуется бегать по яйцам, отложенным драконом, — иначе они раскалываются и молодая драконья поросль пытается покормиться всеми участниками рейда. И вот вы в роли рейд-лидера долго и внятно рассказываете, что сейчас будет пул, объясняете каждому его задачу, переспрашиваете — понятно ли? Только один игрок у вас сейчас отошел от компьютера — это Лерой Дженкинс, ну да ничего, вы объясните ему позже… думаете вы, и в это время Лерой вдруг поднимается на ноги и с громким воплем «Leerrrrroooooooy Jeeeenkins!!!» бежит в комнату с яйцами. В считанные секунды все игроки погибают — вайп. Все начинают орать в чате на Лероя: «Что ты наделал! Ты туп как пробка!». «Зато у меня есть вкусная курочка», — отвечает на это Лерой, тем самым давая понять, почему он отсутствовал на инструктаже.

Этот ролик до сих пор является одним из самых скачиваемых на YouTube: наверное, не будет преувеличением сказать, что его видел любой, кто достаточно давно играет в WoW. С тех самых пор имя Лерой стало нарицательным, им обозначают игрока, который совершенно не умеет играть, и по обидности это прозвище далеко превзошло традиционно-насмешливое «нуб» (от newbie — англ. «новичок»). Сам же Лирой, кстати, не растерялся и сделал себе не только известное имя (Лерой раздал сотни интервью и сейчас является одним из самых известных игроков в WoW), но и неплохой бизнес — футболки с его именем и боевым кличем в свое время расходились на ура. Blizzard также признала «заслуги» Лироя — в WoW TCG (коллекционной карточной игре на основе WoW) появилась карта с его именем.

2005: Грустно и серьезно

2005: Грустно и серьезноТот самый черный курайский маунт, количество которых меньше или равно количеству серверов WoW. Выглядит, по большому счету, совсем неинтересно.

Но не смехом единым славен 2005 год. В июне начался судебный процесс над нерадивыми родителями, чей ребенок задохнулся, пока его мама с папой играли в WoW. До того мир потрясла череда сообщений о людях, которые засиживались за игрой буквально до смерти. В том же году на церемонии Spike TV Awards WoW досталось сразу несколько наград.

А осенью 2005-го в мир WoW пришла чума. Поначалу игроки решили, что виной всему ошибка в программном коде; позднее выяснилось, что это не так. На самом деле гору трупов ненамеренно создал Хаккар, один из последних боссов в подключенном инстансе Зуль’Гуруб, и намеренно — игроки, которым, как обычно, захотелось пошутить над всеми.

У Хаккара есть такая способность — раз в несколько десятков секунд он швыряет в тех, кто сунулся к нему за эпиками, зараженную слизь, которая очень быстро отнимает здоровье. Неизвестно, кому в голову пришла гениальная мысль «забрать» эту заразу с собой, но однозначно можно сказать, что это был охотник. Вызвав ручного зверя и получив на него эту заразу, охотник убрал животное — и затем призвал его в одной из столиц. Эффект был почти мгновенным: улицы города завалило трупами. Зараженное животное, будучи выпущено в месте скопления игроков, мгновенно распространило инфекцию; она передавалась не только от игрока к игроку, но даже через NPC, которых в любой столице очень много. Первым от нашествия чумы пострадал сервер Archimonde. Низкоуровневые персонажи гибли сразу; высокоуровневые пытались держаться, но в условиях, когда зараза повсюду, выжить было невозможно. Потребовалось несколько часов, прежде чем ситуация была стабилизирована, и несколько дней — прежде чем Blizzard смогли утереть пот и констатировать, что теперь уже все хорошо.

Чума в WoW не прошла бесследно. Для игроков это событие, конечно, было проходным: играть какое-то время было невозможно, но ничего фатального не случилось. В конце концов, перезапуск серверов тоже отнимает у людей время и никто на это не жалуется. Самое главное, чем «аукнулась» чума, — это интерес научной общественности. Первыми были сотрудники Принстонского университета, которые провели вполне серьезное исследование и выяснили, что модель распространения болезни в WoW была очень похожа на реальную жизнь (перенос заразы животными, безответственность игроков, быстрое распространение между континентами). И потому WoW (и другие онлайновые игры) представляют достаточный интерес для исследователей. Через какое-то время внимание к онлайновым средам вообще и к играм в частности выразила еще одна известная контора — Национальная лаборатория Сандиа, США. Они заявили, что онлайновые игры могут оказать неоценимую помощь ученым при анализе социальной активности людей. Важность «игровой чумы» и ее последствий можно проследить еще и по тому факту, что это событие немедленно получило огласку в ленте новостей BBC.

2006: Год жука

2006: Год жукаНет, это не массовое PvP-мероприятие. На снимке — столпотворение у вендора в Санвелле в день его открытия на сервере Stonemaul. Впрочем, PvP в таких событиях (вспомните открытие врат Ан’Курая) — дело самое обычное. Как и лаги.

Главное воспоминание 2006-го — весь год ждали аддона The Burning Crusade. Когда надоедало искать свежие факты о дополнении в интернете, возвращались в игру, ведь там все еще творилось много интересного. Например, открылись врата инстанса Ahn’Qiraj. Согласно легенде, Ahn’Qiraj был создан, чтобы остановить вторжение древних силитидов на территорию Азерота. Ворота его были запечатаны силой дракона Анахроноса и архидруида Лорда Стагхельма, и открыть их нельзя иначе, кроме как стукнуть в гонг у ворот скипетром. Скипетр сделал Анахронос сразу после того, как ворота были запечатаны; архидруид тут же разбил его, заявив, что никогда в жизни не откроет это ужасное место.

Хорошая история и хорошая затравка для великолепной серии квестов. Можно было бы предположить, что Blizzard и на сей раз пойдет по однажды проторенному маршруту и сделает очередную «цепочку на ключ» — то есть цепь квестов, в конце которой игроку будет выдан «тот самый скипетр», позволяющий войти в инстанс. Но нет! Мысль разработчиков пошла дальше, и в результате нам предложили глобальный ивент огромного размаха. Для начала требовалось несколько раз сходить в рейдовый инстанс Blackwing Lair, убить несколько десятков тысяч жуков и вообще потратить уйму времени и усилий на поиск всех компонентов скипетра. Но самое сложное ждало впереди — нужно было собрать и сдать невероятное количество ресурсов. Над этим уже работал весь сервер.

Первыми врата Ahn’Qiraj открыли игроки сервера Medivh — это случилось 23 января 2006 года. Русский сервер Warsong собрал ресурсы и совершил прохождение 19 февраля (американская версия) и 2 марта (европейская версия). Главное, что запомнили посетившие мероприятие игроки, — ужасающие лаги: у ворот в Силитусе собиралось по нескольку сотен, на некоторых серверах до тысячи человек с обеих сторон. Владелец скипетра бил в гонг; открывались врата, начиналось нападение силитидов. Ту ночь большинство игроков провели без сна: гильдии послабее пошли в инстанс на 20 человек, посильнее — сразу попробовали «сороковку».

Кстати, главному герою квеста (игроку, который открыл врата) презентовался Black Qiraji Resonating Crystal, редчайший маунт в мире WoW. Дело в том, что для каждого сервера предусмотрен только один такой, и единственный способ получить его — прийти на недавно открытый сервер и выполнить все, что нужно, чтоб открыть врата. Неудивительно, что персонаж, обладающий подобным маунтом, стоит в десятки раз дороже аналогичных ему по степени «одетости».

Кстати, если вы пропустили цепочку квестов на скипетр, то можете сделать ее сейчас, на любом сервере. Маунта, впрочем, за это не дадут, но сами по себе задания очень интересны.

2006: Мойте руки перед едой

2006: Мойте руки перед едойЧерный замок (Black Temple) был подключен в патче 2.1.0 в июне 2007-го. И если раньше ходить в этот инстанс могли только топ-гильдии, сейчас он легко проходится и не особенно сильными игроками.

Blizzard издревле славились строгим отношением ко всяческим читам. Широко известны их акции по бану многих тысяч игроков в Warcraft 3, StarCraft и Diablo 2. WoW не стал исключением. Осенью 2006 года администрация серверов заблокировала, по разным данным, от 75 до 80 тыс. аккаунтов. Их владельцы подозревались в разных нарушениях, но в основном — в использовании эксплойтов, позволяющих наживать несметные состояния. Из экономики игры разом было выведено порядка 11 млн золотых. В отличие от разработчиков EverQuest, которые совершенно спокойно относятся к продаже игровых вещей за реальные деньги (разумеется, спокойно только в рамках ими же самими созданного сервиса), Blizzard заявили, что продажа внутриигровых предметов, включая аккаунты, нарушает условия пользовательского соглашения и будет пресекаться баном.

Что самое любопытное, отслеживать нарушителей предполагалось в первую очередь при помощи самих игроков, которые должны были сообщать администрации о незаконных действиях. Сами понимаете, на русских людей, не представляющих себе, как это — купить игровое золото за реал и тут же «сдать» продавца, эта акция не имела особого воздействия. А вот по продавцам других национальностей заявление Blizzard ударило в полную силу.

Но в следующей заварушке наши соотечественники попали под раздачу куда более существенно: той же осенью началась повальная кража аккаунтов. Причиной, по всей вероятности, можно считать пару зараженных аддонов, выложенных на известных веб-порталах. Скачав такой аддон, несчастный пользователь ловил сетевого червя, который замечательным образом скидывал разработчику программы логин и пароль на вход в игру.

Сложно оценить масштабы, но по приблизительным прикидкам от кражи аккаунтов пострадало несколько десятков тысяч человек. Злоумышленники обычно «сливали» все игровое золото и полностью «раздевали» персонажа, но не стирали его. Техподдержка оказалась парализована безумным количеством запросов на восстановление (так называемый «откат») персонажей. Впрочем, надо отдать им должное — после обмена двумя-тремя письмами (или прямого звонка в европейский офис) персонажа обычно восстанавливали. Полностью одетым. Но, к сожалению, без денег и без части «запаса» — шкур, тканей, эссенций…

Вывод из этой ситуации прост: играя, не пренебрегайте защитой. Антивирус и брандмауэр спасут вас от 95% проблем. Blizzard просят также запускать игру только при помощи официальной программы загрузки (лаунчера). Непонятно, как именно он способствует предохранению системы от вирусов, червей и обычных кейлоггеров, но к их советам лучше прислушаться.

2007: Дождались!

2007: Дождались!Тот самый Dell XPS M1730 World of Warcraft Edition, вокруг которого было столько шуму. Сейчас ноутбук стоит чуть меньше $3000.

Если долго мучиться, что-то да получится — явно один из девизов Blizzard. Во всяком случае, так можно перефразировать столь любимую ими и столь ненавистную игрокам фразу «when it’s done». Итак, после года ожидания, в январе 2007-го это случилось: вышел The Burning Crusade. Вышел — и тут же побил мировой рекорд по скорости продажи игры за первые сутки: 2,7 млн коробок! О том, что принес аддон, писали много, со вкусом и где ни попадя (включая глянцевые «дамские» журналы), так что перечислять очевидное мы не будем. А вот пару не самых очевидных, но любопытных фактов упомянем.

Летом 2007-го Blizzard наконец догадались подключить систему защиты игроков от спама. Отныне нам более не страшны длиннейшие сообщения в стиле «купи у меня тысячу голды за три копейки», которые раньше могли подчистую блокировать «личку» персонажа; на почту не валится больше катастрофическое количество писем с теми же предложениями. Продавцы золота и прочих онлайновых радостей вынуждены предлагать свои услуги лояльно — в трейд-канале. По идее, конечно, их деятельность преследуется разработчиком. Но пока они не мешают играть, никто не мешает им работать.

В октябре на просторы WoW пришел новый праздник — Фестиваль пива (знаменитый Brewfest). Вообще, праздников в игре много (есть и отмечание Нового года, и празднование Хеллоуина, и вполне на уровне преподнесенный День святого Валентина), но этот запомнился особенно. Игроки не просто наливались по самые брови местным деликатесным пивом (не живота ради, а токмо для выполнения квеста по вылавливанию синих зайцев), но и участвовали в гонках на баранах. В течение пары недель, которые длился фестиваль, нужно было собирать билетики, потом их можно было обменять на всякие забавные вещи, и в том числе — на ездового маунта-барашка. Так что, если вы видите перед собой страшненькую нежить не на классическом костяном коне, а верхом на вполне жизнерадостном баране, — это знак того, что данный персонаж сполна вкусил радостей жизни виртуального «Октоберфеста».

Burning CrusadeОткрытие Черного портала стало главным событием The Burning Crusade. В это зеленое окно хоть раз залетал практически любой игрок в WoW.

В декабре 2007-го случилось событие, напрямую игру не затрагивающее, но порадовавшее поклонников WoW, любящихпопутешествовать. Компания Dell выпустила новый ноутбук XPS M1730 World of Warcraft Edition. Ничего сверхъестественного в этом ноутбуке не было, разве что радовала картинка, которой украшалась верхняя панель. На ноутбук предустанавливалась Windows Vista с хранителем экрана и темой в стиле WoW и ставился клиент игры. В комплект поставки входили также коробочные версии WoW, WoW: TBC, инструкция по игре, диск с рассказом о разработке, плюс — самое, наверное, интересное — конверт с «клубной картой» и купоном на изготовление игровых персонажей. Первоначально все это удовольствие (Intel Core 2 Duo с тактовой частотой до 3,4 ГГц, от 2 Гб до 4 Гб оперативной памяти, физический ускоритель Ageia PhysX и два графических контроллера NVIDIA с поддержкой DirectX 10, работающих в режиме SLI) стоило фанатам 4500 американских рублей, сейчас цена опустилась почти в два раза. Кстати, в течение месяца после выхода ноутбука его обсуждали на всех WoW-форумах, гаджетоманией заразились даже те игроки, которым устройство было совершенно не нужно.

В целом же в категории «повод для сплетен» WoW в 2007-м был малоинтересен. Запомнилось разве что сообщение об аресте 30-летней австралийки, она закрутила в WoW роман с 17-летним американским подростком. Женщине хватило ума приехать к «возлюбленному», где ее тут же и повязали. Первоначально австралийке грозило до двух лет лишения свободы по статье «совращение несовершеннолетних» — ведь в США совершеннолетие наступает в 18 лет. Любопытно было бы посмотреть материалы дела — очень интересно, как там доказывался факт совращения, ведь людей разделяли тысячи километров.

Тенденции развития WoW прослеживаются невооруженным взглядом: игра упрощается. Понятно, что из 10 млн играющих сейчас большая часть хочет всего, сразу и поскорее. И Blizzard идет у них на поводу — а что им остается делать? Старые игроки, помнящие времена, когда Dungeon Set был пределом мечтаний, скрипят зубами и… остаются. События, о которых мы сейчас рассказали, это лишь только верхушка айсберга, а ведь у каждого за это время случилось множество собственных побед и неудач. История WoW продолжается…

По материалам журнала ИГРОМАНИЯ — www.igromania.ru